Рассказывают, что после нашумевшего известия о том, что Большая теорема Ферма доказана, на одной из станций нью-йоркской подземки появилось граффити следующего содержания: "Уравнение x^n+y^n=z^n не имеет решений в натуральных числах при n, большем двух! Я открыл этому поистине чудесное доказательство, но не могу привести его здесь, так как пришел мой поезд."
В 30 годах прошлого века А.Н. Колмогоров, успевший за свою жизнь оставить след практически во всех имевшихся на тот период областях математики, занимался теорией вероятностей, в которой, несмотря на молодость, уже был международным авторитетом. С этих занятий он имел кучу проблем, потому как наука явно немарксистская: одно из базовых ее понятий - случайная величина, в то время как все в мире, натурально, взаимосвязано. Говорят, что теория вероятностей не была объявлена лженаукой из-за единственного разговора.
Когда Колмогорова в очередной раз вызвали на беседу, он спросил: а если я приведу вам пример двух независимых событий, вы перемените свое мнение? Ну, приведите, сказали ему. Пожалуйста, сказал он. Расположение звезд на небе в момент рождения товарища Ленина и Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
Теория вероятностей выжила.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИКОВ
Эрнст Цермело (1871-1953), немецкий математик, один из основателей теории множеств, был приват-доцентом, то есть внештатным преподавателем с почасовой оплатой, в Геттингенском университете, когда деканом математического факультета был другой выдающийся ученый - Феликс Клейн (1849-1925). Декан держал творческие устремления своих сотрудников в железной узде.
Однажды на лекции по математической логике Цермело смутил студентов такой логической задачкой:
- Все математики Геттингена принадлежат к двум классам. Одни делают то, что не нравится им, но нравится Клейну. Другие делают то, что нравится им, но не нравится Клейну. К какому классу относится в таком случае сам герр Клейн?
Никто не мог ответить. Тогда Цермело воскликнул:
- Но это же очень просто! Сам Феликс Клейн - не математик!
В последний период гражданских войн, в конце 80-х - начале 90-х годов XVI в., важные услуги Генриху IV оказал знаменитый математик Франсуа Виет, имя которого знакомо любому школьнику. Виет нашел ключ к сложному шифру, который использовался Филиппом II, испанским наместником в Нидерландах Александром Фарнезе, принцем Пармским и его генералами. Виет нашел способы учитывать и все изменения этого шифра. Филипп II, узнав из перехваченных французских депеш, что его секретную корреспонденцию читают при дворе Генриха IV, в гневе... принес жалобу римскому папе, указывая, что расшифровка явно проводилась с помощью черной магии. В Риме не поверили. Там ведь знали, что еще за 30 лет до этого другой испанский шифр был разгадан находившимся на папской службе Джованни Батистой Ардженти.
Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст в часы досуга разводил карпов.
Однажды кто-то глубокомысленно заметил:
- Странный выбор. Кур разводить и то интереснее.
Нернст невозмутимо ответил:
- Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных - это значит обогревать на свои деньги мировое пространство.