Антропоморфная персонификация [Поживём - увидим, доживём - узнаем, выживем - учтём]

Мне просто очень нравится как это написано.
Что же случилось в Гамельне«Пестрый Дудочник из Гамельна», человек, одетый в яркую разноцветную одежду (вспомним описания нарушения цветопередачи при приеме ЛСД). Согласно многим версиям сказки исчезающий, когда его пытаются обмануть... Это наводит на мысль - не был ли Дудочник просто галлюцинацией?
И сходные версии уже давно озвучены в десятке книжек о Крысолове. Первой была книга «Что случилось в Гамельне?», написанная Глорией Скурзински почти тридцать лет назад («What Happened in Hamelin» by Gloria Skurzynski. Four Winds Press, 1979).
Повествование ведется от лица 14-летнего помощника хлебопека, мечтающего освободится от тяжкой средневековой жизни и обрести новую жизнь волынщика. Примерно в то же время, когда Линда Капорэл исследовала связь салемских процессов над ведьмами и эрготизмом, Глория Скурзински взглянула на спорынью с точки зрения романиста. Ловцы крыс и обезумевшие дети четырнадцатого столетия... Купить книгу можно на Амазоне.
А одна из последних версий тех событий описана в книге «Дыхание» («Breath» by Donna Jo Napoli). В аннотации: «Читатели, не знакомые с психотропным действием отравления спорыньей, могут быть также мистифицированы сюжетом, как и жители средневекового городка». Характерно, что герой - 12-ти летний мальчик, не потребляющий спорынью - стал для обезумевших горожан главным подозреваемым в их напастях.
Но вот вопрос: если Дудочник - просто галлюцинация, то как «увел» детей, это, возможно, объясняет. Но как он до этого увел крыс? Я не вижу проблемы и в этом случае. Ответ прост. Крыс в Гамельне, как и повсюду в Германии, было, естественно, множество. Но покрывшее город «черное море» жутких крыс «жрущих все подряд, кроме железа», как описано в сказке братьев Гримм - что это? Обычная сказочная гипербола или ...это тоже галлюцинация? Возможно, эта простая мысль еще никому в голову не приходила. А она как раз объясняет веру в «крысоловов с дудочками» - ведь тогда их было множество, и крыс они успешно «уводили», только детей не трогали. Слухи о таких крысоловах и вера в них, как и паническая боязнь крысиного нашествия - готовая «установка» для «бэд-трипа». Стоило только еще немного ухудшить «обстановку» (реальное увеличение поголовья крыс из-за уничтожения кошек, например), как этот спусковой крючок сработал. Галлюцинирующие люди увидели то самое упомянутое «черное море крыс» точно также, как они видели летающих ведьм, бесов, оборотней и вампиров на протяжении всех средних веков.
Реальный крысолов, вероятно, действительно приходил в город. И в городе действительно были крысы, хоть и не «черное море», но, как и всюду в Европе, их было предостаточно. Возможно также, что одежда крысолова на самом деле была необычна. Он выполнил свою работу, как выполняли ее все крысоловы в то время - потравил крыс ядом. Но многие крысоловы были также фокусниками, «артистами» в своем ремесле. Если не сопровождать отравление крыс «магическими ритуалами» а-ля Дэвид Копперфилд, то вряд ли было возможно получать за работу желаемые суммы, которые, как я писал выше, обычно были не малыми. Дудочки служили лишь для мистификации горожан и крестьян, иначе «клиенты» бы решили, что дешевле самим купить яда и потравить крыс, чем платить вдесятеро крысоловам. На помощь крысоловам в их тонком ремесле приходила невежественность и мифологичность мышления населения, которому крысы представлялись не просто животными, с которыми можно бороться «бытовыми способами», а посланниками Диавола, предвестниками Армагеддона. Эти крысы подчинялись только Крысиному Королю, который был так силен, что посмел не явиться в Церковь на суд, куда его в лучших христианских традициях вызывал местный епископ. Соответственно, без привлечения магии с крысами не справиться.
Но в этом случае люди допустили ошибку. Они не заплатили крысолову. Жадность победила доводы - нет, не разума - мистического сознания. Я выше упоминал о том, что сама Церковь всегда была против крысоловов, объясняя их успех в борьбе с грызунами «службой диаволу». Именно Диаволом по мнению Церкви дана была крысоловам сила для изгнания крыс. Такой взгляд, конечно, не случаен. Ведь если Церковь повелевает Крысиному Королю явиться на суд, а тот плюет на Божественный указ, и крысы никуда не уходят, а крысоловы с ними в отличие от Церкви успешно справляются... Налицо жесткая конкуренция. Выход у Церкви единственный - вспомнить о библейском «не можешь изгонять силой Вельзевула» и объявить крысоловов слугами Сатаны. Что Церковь и делает. И крестьяне эти наставления, звучавшие с церковных амвонов, помнят, но что делать, если Церковь помочь не может, а крысы урожай жрут? Приходилось пользоваться «диавольскими» услугами. Соответственно, не заплатить крысолову - рассердить Диавола. Наверняка большинство горожан предпочло бы расплатиться с такой «темной личностью», как крысолов. От греха подальше. Но губернатор не заплатил. У него свои резоны - а ну как епископ его за такую выплату сдаст святой Инквизиции?
Как бы там ни было, реальные крысы потравлены, «черное море» приглючившихся крыс утоплено в реке, а довольные горожане празднуют победу над «войском Крысиного Короля». При этом едят «глюкохлеба» больше чем обычно, праздник ведь. А на душе у них не спокойно, ведь они обманули мага, слугу дьявола. А ну как отомстит? Они, понятно, это дело обсуждают. Дети их слушают. Слушают и черный хлеб кушают. Дети вообще любят всякие страшилки, всякие «рассказы про Страшную Черную Руку» у пионерского костра. А уж дети средних веков, когда и взрослые были как дети... Дети идут спать, ожидая «возвращения мстительного крысолова». Черный хлеб у них в желудках переваривается.
На следующий день в город возвращается Пестрый Крысолов (это тот момент, где его надо начинать писать с большой буквы) и дети послушно следуют за ним навстречу своей погибели...
Как мы знаем из истории, достаточно чтобы хотя бы один ребенок услышал «зов» и позвал других за собой. И здесь не важно, мстительный крысолов ли действительно сыграл мелодию на околице, или все это было чистым глюком с самого начала. Полностью повторился сюжет Детского Крестового Похода, состоявшегося за 70 лет до того, когда глюк одного мальчика Стефана во Франции да видения Николаса в Германии отправили на гибель тысячи христианских детей.
@темы: жесть стала веселее